Читаю про московскую Геликон-Оперу и разрываюсь между отвращением, так как совершенно не воспринимаю глумление над классикой в угоду трендам современного искусства, и, одновременно, невольным восхищением внутренней свободой постановщиков, для которых абсолютно отсутствуют хоть какие-то каноны, правила и границы.
"Ходульный сюжет, надуманная экзотика, безвкусные костюмы, актерские амбиции и режиссерская беспомощность всегда шли рядом с оперным искусством. И в наше время даже в столичном ареале, пожалуй, лишь «Геликон» да Камерный театр великого Бориса Покровского, последователем которого считает себя Бертман, всегда были способны вовремя оглядеть себя в зеркале: не слишком ли надуты щеки? Не выпирают ли животы? Не чересчур ли распустили хвосты примадонна и главный тенор? История возникновения оперы «Вампука» — это известный анекдот о том, как воспитанницы Смольного института, приветствуя принца Ольденбургского, старательно спели ему на мотивчик из Мейербера: «Вам пук, вам пук, вам пук цветов подносим...» Одна дама приняла не слишком благозвучное словосочетание за имя. И писатель Михаил Волконский еще в 1890-е загорелся идеей показать, как натужный оперный пафос оборачивается «пуком». Премьера оперы Эренберга по идее Волконского состоялась в 1908 году. В конце 20-х «Вампуку» в советском угаре как-то подзабыли. Остался лишь смешной термин, означающий нагромождение сценических нелепостей, а в опере — еще и идиотическое обращение с текстом в угоду распевности. ... Помимо глупейших арий вроде «Ах, где достать стакан воды мне?», новую «Вампуку» нашпигуют самопародиями, что высоко оценят завсегдатаи «Геликона». Певцы с ехидным удовольствием будут надрываться в сценах хрестоматийных оперных «смертей» — из «Алеко», «Кармен», «Тоски», «Отелло» — подобранных по принципу: «Папа, что такое опера?» — «А это когда героиню душат-душат, а она все никак не допоет свою арию».
www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/60401/